В 60-х гг. прошлого века в солнечной Калифорнии проживала некая Энн Бейкер, занимавшаяся разведением персидских кошек. Однажды ей улыбнулась удача. Дама заметила, что котята соседской мурки Жозефины (кошка, вероятно, была помесью перса и ангоры) обладают чрезвычайно спокойным нравом и ведут себя как плюшевые игрушки, расслабленно расплываясь в человеческих руках. Предприимчивая кошатница быстро оценила финансовые перспективы своего открытия и поспешила выкупить всех котят. Подросших хвостиков она скрестила с угольно-серым бирманским котом и объявила о создании уникальной породы. В дальнейшем для разнообразия окраса она использовала бирм с коричневыми отметинами и оказавшихся под рукой беспородных кошек.
Изначально заводчица назвала «тряпичных» котиков херувимами.
Чтобы привлечь больше внимания и увеличить свою прибыль от продажи породистого потомства, американка выдумала душераздирающую, почти детективную историю. Якобы Жозефина попала в аварию. В ветклинике пострадавшая оказалась в кровожадных лапах ЦРУ. После генетических экспериментов, ясное дело, строго засекреченных, несчастная Жозефина утратила мышечный тонус и стала похожа на тряпочку. Однако мурка все еще могла воспроизводить потомство, такое же «мягкотелое», как и она сама. Любители теорий заговоров пошли дальше, красочно вписав инопланетян во всю эту и без того сказочную историю. Нужна ли была новой породе подобная «грязная» реклама — вопрос спорный. Милые котики и без того очень понравились американским обывателям и очень быстро выросли в цене.
Научно объяснить уникальную особенность Жозефины и ее деток легко. Просто природа наградила кошечку геном «мягкотелости», который и передался большинству ее котят.
В 1971 г. основательница породы создала Международную ассоциацию кошек рэгдолл (IRCA), застолбив права на бренд Ragdoll. Другим селекционерам разрешалось разводить породистых котят, но с каждой их продажи в копилку Бейкер капало 10%. Такая несправедливость не устраивала заводчиков, и через 4 года с их подачи монополии Бейкер пришел конец. Помимо своих меркантильных интересов, новообразованное Общество Ragdoll (RFCI) преследовало высокие цели: не использовать в вязке беспородных кошек и добиться признания породы на мировом уровне. Энн Бейкер не собиралась терять пассивный доход, а потому разразился громкий скандал.
Первые зарегистрированные рэгдоллы. Фото 1979 г.
Суд Нью-Йорка принял компромиссное решение, разделив херувимчиков на две породы. За выходцами из RFCI закрепилось название рэгдолл. А подопечных мадам Бейкер назвали рагамаффинами или «тряпичными пирожками». Однако последнее название не очень корректное. В переводе с англ. Ragamuffin означает «оборванец», что отражает ярое стремление Энн Бейкер использовать в селекции красивых, но беспородных кошек. Сейчас обе породы признаны CFA и WCF.
На этом перипетии в жизни рэгдоллов не заканчиваются. Английская семья по фамилии Дейтон, которой очень понравились калифорнийские красавицы, внесла большой вклад в породу, изучили ее, нашли связь породы с генетическим заболеванием – гипертрофической кардиомиопатией (НСМ). И вообще, очень много хорошего сделали для породы. Их интересовали не только деньги, как Энн, обеспечивавшей себе состояние рэгдоллами, а они изучали здоровье породы, улучшали ее… О них и их работе быстро узнали и другие заводчики и Дейтоны вызывали у них гораздо больше положительных эмоций, чем Энн, выжимавшая из них деньги.
И вот, когда чаша терпения жадностью Энн переполнилась, и в 1972 году все заводчики, которые устали от Энн Бейкер, сделали неожиданное для нее действие: они продали всех своих рэгдоллов паре Дейтонов! Так Энн Бейкер потеряла свою монополию. Во многом , из-за своего желания получать деньги за всех рэгдоллов, даже принадлежащим уже другим заводчикам.
И после этого история развития породы пошла вперед семимильными шагами!
Благодаря усилиям английских заводчиков теперь на европейских выставках можно встретить два варианта «тряпичных кукол». «Англичанки» (новый тип) более легкие и элегантные (коты до 8 кг, кошки до 5 кг), их шерстка более шелковистая, а глаза имеют особенный оттенок. На их фоне старотипные «американцы» выглядят как перекормленные увальни. Заводчики из США не против английских изысков, ведь при скрещивании двух типов получается отменное потомство. Россию рэгдоллы осваивают уже более 20 лет, но отношение к породе в нашей стране можно описать в двух словах — слышали, но не видели.. Породистых рэгдоллов отличает форма головы, размеры носа и, конечно, окрас. Даже колор-пойнт в этой породе имеет свои особенности. Чтобы научиться отличать «тряпичных кукол» от других пород, читайте описание стандарта породы.